Корпоративная ипотека от предприятия: механизмы, риски, особенности
Для современных россиян понятие корпоративного ипотечного кредитования пока еще в новинку, хотя сходные механизмы существовали в конце советской эпохи. Тогда крупные предприятия предоставляли жилищно-строительным кооперативам ссуды, на которые такие организации и возводили многоквартирный дом для своих членов. Теперь ипотека от предприятий выглядит иначе, а преследуемая ей основная цель заключается в уверенности в сохранности кадрового состава на период выплаты жилищного займа.
Разрабатывая и внедряя жилищные программы, крупные компании получают серьезное преимущество в виде позиционирования себя как перспективного и социально ориентированного работодателя.
На протяжении существования данного вида кредитования использовались следующие схемы:
Существуют и другие механизмы материальной стимуляции персонала для улучшения жилищных условий. Чаще всего поддержка ведется в адресном формате, однако некоторые предприятия допускают приобретение жилой недвижимости для близких родственников. К примеру, детей или внуков. Указанные примеры жилищных программ отличаются разной эффективностью и сложностью в организации и налогообложении.
В схемах корпоративного жилищного кредитования участвуют три стороны: банк, организация-работодатель и сам работник. Логично, что в таких сделках меньше всего рискует банковское учреждение: оно сотрудничает с финансово устойчивой корпорацией, а не отдельным гражданином, чьи доходы прогнозировать сложно.
Из-за нестабильности экономического положения в стране в сочетании с колебаниями валютных рынков сохраняется шанс на ошибки прогнозирования развития корпорации. Бывало так, что даже лучших из воспользовавшихся корпоративной ипотекой сотрудников приходилось сокращать до истечения срока выплат по кредиту. В такой ситуации уволенные получатели данного вида помощи обращались в суд. Вне зависимости от решения судебных властей корпорация как минимум теряет время, хотя при нарушении порядка договорных отношений существует возможность и дополнительных финансовых потерь.
Максимум рисков приходится на заемщика. Сюда относится: зависимость от работодателя, отсутствие мотивации для развития, неуверенность в исполнении компанией своих договорных обязательств, туманность перспектив в случае смены собственников компании.
Дороговизна жилья – сдерживающий фактор популяризации корпоративной ипотеки. Несмотря на очевидные преимущества, осуществлять такую политику могут лишь крупные компании. Малому или среднему бизнесу она не доступна.